Метод педагогического исследования интервью - Методы педагогического исследования и способы проверки результатов

Понятие методики педагогического исследования…… Опросные методики в педагогических исследованиях.. Работа в области педагогики, участие в педагогической деятельности является работой не только педагогов-новаторов и педагогов-исследователей. Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, её содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях каждого, кто по своей деятельности занимается обучением и воспитанием.

У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность - это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций.

Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность - повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в своё время К. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.

Для полноценного и правильного проведения педагогических исследований необходимы знания из области методологии таких исследований. Человеку, который принимается за такое исследование, необходимо знать виды и методы педагогических исследований, ему необходимо разбираться в методике педагогических исследований, знать основные группы методов и конкретные виды.

Среди методов педагогических исследований одно из главных мест занимают разнообразные опросные методики. Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных словесных откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов исследовательского инструмента - бесед, интервью, анкет. Достоинствами опросных методов являются: Специфика применения опросов в педагогических обследованиях такова, что кроме получения информации о настроениях, взглядах опрашиваемых возможна постановка задачи формирования мнений, что может достигаться логикой построения, расположения и содержанием вопросов.

Цель работы —изучить опросные методы в педагогических исследованиях. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, то есть изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе.

К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики [3, с. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время.

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы: Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.

Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Среди методов этой группы - методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.

Остановимся поподробнее на эмпирических методах педагогических исследований. Опросные методики в педагогических исследованиях. Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов. Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой. Во время беседы и в этом ее преимущество можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные.

Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала. При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны. Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет.

Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя.

Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают профессия, хобби , поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы.

Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт.

Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать. Важным методом сбора информации является интервью. Интервьюер — лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях — процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью.

Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе. Интервью по целям делят на интервью мнений изучают отношение людей к явлениям и документальное интервью уточняют факты, события.

Документальное интервью отличается большей достоверностью информации. Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке.

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: Устный опрос беседа, интервью применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос — анкетирование. Анкетирование — метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям.

Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом.

лекция_3

Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке. Первый этап в разработке анкеты — определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов открытые-закрытые, основные-функциональные.

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов в х классах не более 4, в х до , в х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут.

В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых человек.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых "контактных" в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым "разгрузочным" в конце анкеты?

Методика и методы педагогического исследования

Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента? Педагогика - наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.

Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске. В процессе педагогического исследования необходимо применять наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует.

На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования беседа, интервью, анкетирование. Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. Введение в научное исследование по педагогике: Статья для публикации в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции Тамбов, 28 сентября г.

В статье содержится материал, способствующий обучению педагогом-хореографом обучающихся правильной постановке дыхания при различной нагрузке выполнения упражнений Статья о том, как организовать самоподготовку в детском доме, какие методы и приёмы при этом использовать.

Социальная сеть работников образования ns portal. Детский сад Начальная школа Школа НПО и СПО ВУЗ. Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы. Поиск по библиотеке Алгебра Астрономия Биология География Геометрия Дополнительное образование Естествознание Изобразительное искусство Иностранные языки Информатика и ИКТ История Коррекционная педагогика Краеведение Литература Материалы для родителей МХК Музыка ОБЖ Обществознание Право Природоведение Психология Родной язык и литература Русский язык Технология Физика Физкультура и спорт Химия Экология Экономика Администрирование школы Внеклассная работа Классное руководство Материалы МО Материалы для родителей Материалы к аттестации Междисциплинарное обобщение Общепедагогические технологии Работа с родителями Социальная педагогика Сценарии праздников Аудиозаписи Видеозаписи Разное.

Статья по педагогике на тему Опросы в педагогических исследованиях. Вложение Размер Статья по педагогике Метод анкетирования Заключение…………………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… Понятие методики педагогического исследования. Далее дана развернутая характеристика каждого метода опроса. Заключение Педагогика - наука развивающаяся. Общие требования к опросным методам: Министерство образования и науки Российской Федерации Физико-математический факультет Кафедра педагогики Реферат на тему: Статья по организации самоподготовки в детском доме Статья о том, как организовать самоподготовку в детском доме, какие методы и приёмы при этом использовать.

Статья по теме "Урок в свете фгос"



Коментарии: