Основные положения теории развития понятий - / Якунчев (со стр. Семеновой Н.В)

Вопросы формирования и развития понятий при обучении учащихся биологии всегда волновали методистов-исследователей и учителей.

Известно, что понятия отражают процесс постоянного изменения и преобразования окружающей действительности, включая живую природу. Они также выражают явление углубления знаний о материальных и идеальных объектах, реализуя себя как средства их мысленного воспроизведения и построения. Понятия выступают в качестве формы абстрактного мышления, фиксирующей существенные, а также главные признаки предметов, явлений и законов, согласно которым совершаются различные процессы.

Следовательно, понятия одновременно рассматриваются как форма мышления, как объект познания окружающей действительности и как результат этого познания. Школьную биологию с позиций ее содержания логично представлять как комплекс понятий, с помощью которых выражаются знания. Биологические знания в совокупности — это результат познания живой природы, который проверен общественно-исторической практикой. Общеобразовательное значение для учащихся имеют знания о живой природе в целом, структуре и функционировании различных ее объектов, направлениях, факторах и результатах эволюции, системе органического мира.

Овладение ими — один из фактов становления у учащихся основ научного мировоззрения, социально значимых качеств, научных гуманистических взглядов на природу и общество, получения представления о живом как уникальной и сверхценной части биосферы.

Биологические знания могут передаваться новым поколениям людей при организованном и целенаправленном их обучении. Эти знания должны быть систематичными и охватывать все основные разделы биологической науки. Их лучше выражать во взаимосвязи, определенной логической структуре и последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же предмету, должны создаваться и межпредметные связи.

В наиболее концентрированном виде необходимость усвоения учащимися понятий и их обогащения при переходе от класса к классу отражена в методической теории развития системы биологических понятий. Проблема развития биологических понятий имеет свою историю.

Наиболее глубокая ее разработка в методике преподавания биологии происходила в х гг. На основе глубокого анализа различных областей биологической науки, сравнительного изучения содержания разделов школьной биологии, переосмысления методических идей и педагогической практики коллектив ленинградских ученых под руководством Н. Она была принята как учеными в сфере методики обучения биологии, так и учителями, так как создала научную основу для полноценного освоения учащимися общеобразовательной школы содержания учебного материала.

Теоретические основы биологического образования — ПскоВики

Эту систему составляют понятия, отражающие смысл основных социальных отраслей биологии и объединяемые в группы — морфологические, анатомические, физиологические, экологические и генетические, систематические, агрономические, гигиенические.

Поэтому их лучше давать как понятия специальные. В обозначенную систему входят и общебиологические понятия — эволюция, формы и уровни биологической организации, взаимосвязи организма и среды и др. Они объясняют факты и сведения на уровне систематизации и обобщений. Их необходимо изучать во всех разделах биологии. Биологические понятия имеют приоритетное значение для развития мыслительной деятельности учащихся и их воспитания.

Теория развития биологических понятий. Часть 1.

Они способствуют приобретению умений анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать и обобщать учебный материал. Вместе с тем они обеспечивают формирование научного взгляда на природу, убеждений в сохранении всех живых существ, укреплении здоровья и культивировании здорового образа жизни.

Теория развивающего обучения

Биологические понятия представляют учащимся не в готовом виде; они развиваются в процессе обучения. ПРОЕКТ осуществляется при поддержке. Дизайн Сауны в Воронеже.

Разделы ОСО Информатика и ИКТ Экономика Управление в образовании Сообщество "Инфо-Net" Журнал "Инфо-Net-ПОИСК" Форум Новости "Инфо-Net" Сетевые проекты ОСО Материалы и статьи АПКиППРО Дистанционные курсы Книга рядом с Вами Положение ОСО Буклет ОСО Участники проекта Регистрация ОСО Оргкомитет Итоги Проекта Итоги Проекта Итоги Проекта Новости, события, факт.

Фабрика Перил 13 января Перила для детского сада: Москвы сервер ОРЦИТ СЗОУО г. Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное.



Коментарии:

Тем самым была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников, которая стала активно обсуждаться в трудах советских психологов и педагогов. Приступая к обучению какой-либо новой деятельности, сначала надо определить ее цель, потом показать и дать понять, как осуществлять эту деятельность, в какой последовательности, и сформировать представление о технике ее выполнения.