Проблема исследования психологии личности - Book: Психология личности

Личность как предмет психологического исследования? Понимание поведения человека во всей его многоплановости — сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами.

Сравним для примера мотивы двух людей, пытающихся разгромить клинику, в которой делают аборты. Возможно, первого обуревают религиозные чувства, в то время как второго могли подвигнуть на подобные действия поиски новых будоражащих ощущений.

Трудности интерпретации являются также следствием того, что в основе поведения лежат два фактора: К тому же иногда люди просто не могут объяснить, почему они вели себя именно так, а не иначе, несмотря на то, что их намерения со стороны выглядели совершенно очевидными.

Все эти соображения подводят к заключению, что нет другой области психологических знаний, где бы наблюдалось такое стремление к научной безупречности, как сфера личности.

Последняя представляет собой зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самоосуществления, научения и межличностных отношений, а также многих других важных нитей, составляющих ткань современной психологии. Подобная широта охвата этой дисциплины не удивительна, поскольку объектом изучения выступает не больше и не меньше, как "целостный индивидуум".

При наличии столь важной цели совершенно справедливо предположить, что изучение личности окажется занятием волнующим и смелым; ведь в большинстве случаев мы еще толком не поставили сами вопросы, ответы на которые ожидаем получить. Общее понятие о личности,определение?

Рубинштейну, "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее". Карл Роджерс описывал личность в терминах "себя": Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее "нечто", детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного узора непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции "внешнего социального образа".

Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях А. Личность — "живой человек из плоти и крови"[1], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную форму С. Личность — субъект жизни: Абульханова Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении В.

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты И. Личность — субъект общественного поведения и коммуникации Б. Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности А.

Личность — человек как носитель сознания К. Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом Ю. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек. В первом случае имеют в виду физическую среду - совокупность физических условий в организме для жизнедеятельности его частей: Внешняя среда - совокупность физических и социальных условий в которой протекает жизнедеятельность организма в целом.

Процесс выживания любой личности - это процесс накопления и приспособления для своих нужд информации из внешней среды. Получение информации, ее качество, вид положительная, отрицательная не зависят от самой личности. Но собственно ее анализ, упорядочение в большой степени являются продуктом работы внутреннего мира личности, ее социального воспитания и развития. Адаптация личности происходит тогда, когда сама социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений человека, служит раскрытию и развитию его индивидуальности в соответствии с его социальным воспитанием.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Наиболее общим является понятие "человек" — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.

Эти специфические человеческие свойства речь, сознание, трудовая деятельность и пр. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности олигофрения , морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты этапы: Умения приобретаются на практике путем упражнений. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений.

Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека. Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые например, гигиенические и нравственные например, вежливость. В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность.

Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Соотношение понятий индивид личность индивидуальность Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.

В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз , но и психологическими свойствами способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Психология личности. Тема 7. Отечественная психология личности.

Методологические принципы современной психологии личности,принцип развития,принцип субъекта, принцип детерминизма. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей ; 2 выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.

Относительно первой задачи - выделения отдельных в основном компонентов личности - шли серьезные дискуссии в х гг. В основном они касались проблемы включения в структуру личности темпераментальных, биологически детерминированных свойств индивидуальности.

Леонтьев соотносил с понятием "личность" свойства, которые формируются в процессе общественного и онтогенетического развития, противопоставляя их свойствам индивида как генотипического образования. Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой все четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему Б.

Интеллект является модулятором психического, в том числе личностного развития. На роль интеллекта указывают работы, направленные на исследование факторной структуры личности. Вторая задача - организованность личностной структуры - решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему.

В теории интегральной индивидуальности В. Мерлина координационный принцип сопоставим с одноуровневыми, или однозначными, связями. Он называет некоторые разновидности однозначных связей:. С возрастом происходит развитие разноуровневых связей между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами наблюдается тенденция к увеличению много-много-значности. В литературе обсуждаются и другие принципы организации структуры личности. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.

Рубинштейном - "внешнее через внутреннее". Принцип активности отрицается концепциями биогенного и социогенного толка: Согласно первой точке зрения активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. Познание мира зависит от его ценностей, установок, интересов. Этот подход нашел отражение в концепциях Н. В соответствии со второй точкой зрения поведение рассматривается не столько с точки зрения пристрастности, сколько с позиции творческой деятельности, продуктивности П.

Утверждается, что в реальной жизни человек встречается с неопределенностью, сталкивается с проблемой сопоставления собственных целей и требований ситуации, рассогласование между которыми приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные решения. Третья точка зрения определяет активность через неадаптивную природу человеческой деятельности, через понятие надситуативного поведения, преодолевающего стереотипы, шаблоны, привычные действия.

На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Термин развитие используется для обозначения общего, парадигмального подхода к анализу проблемы и обозначает изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества.

Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения эволюцией или революцией и направлением прогрессом и регрессом. Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин "филогенез". В свою очередь онтогенез может изучаться с двух точек зрения: Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности.

Особенно существенно их воздействие на интеллект и темперамент. Ценности, идеалы и убеждения практически не подвержены влиянию наследственности. Роль генетических детерминант подчеркивается и в исследованиях, посвященных проблемам эволюционного наследия, филогенетического развития, в которых изучаются стереотипы, паттерны поведения, обеспечивающие его адаптивный характер.

К средовым детерминантам относятся влияния таких факторов как культура, социальный класс, семья, сверстники. Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой. В разнообразных теориях личности количество выделяемых стадий и их качественная характеристика не совпадают. Фрейд соотносил развитие личности с психосексуальным развитием ребенка; по Эриксону, оно определяется установлением новых ориентиров по отношению к изменившимся в связи с взрослением социальным требованиям и проч.

Проблема уровней развития организации личности. Подробно этот вопрос освещается в психоаналитической литературе. МакВильямс "Психоаналитическая диагностика" выделены невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

Невротик описывается как человек, хорошо тестирующий реальность, с достаточно зрелыми защитами, интегрированным Эго и проблемой инициативы или вины по Э. Психотик плохо тестирует реальность, дезинтегрирован и дезорганизован, использует примитивные психологические защиты, испытывает проблемы, связанные с первой стадией развития по Э. Эриксону, то есть с проблемой безопасности. Современные исследования в области психологии личности позволили усилить разрабатываемое С.

Рубинштейном понятие, категорию субъекта. Субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, но и объект действия и познания.

Основные проблемы психологии личности

Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Человек становится субъектом единства природного и социального по мере того, как начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту познания и созерцания.

Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли. Он формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями.

Рубинштейну, психическое имеет свою специфику, но при этом не является чем-то, что по своей сути противостоит явлениям материального мира. Она была результатом глубочайшего обобщения разных типов детерминации в разных областях науки и философского знания: Центром этих отношений, по мнению С. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов.

Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого, исходно по принципу гипотетико-дедуктивного метода допускающего, что теоретическая гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.

Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Айзенк основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй К. Абульханова реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

Вилюнас , с помощью механизма сдвига мотива на цель А. Леонтьев , идентификации и принятия ролей. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам.

Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" Л.

Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя". Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей".

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической в предельном случае общечеловеческой значимости неповторимости субъекта.

На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества". Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Защитные механизмы личности отрицание,проекция Он называет некоторые разновидности однозначных связей: Принцип активности трактуется по-разному: В рамках принципа развития выделяются следующие задачи: Основные проблемы психологии личности 1. Человек как субъект проходит три уровня развития: Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей" Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества" 4.



Коментарии:

Отношение и взаимоотношение — стороны общения.