Развитие личности как педагогическая проблема кратко - Развитие личности как педагогическая проблема

Образование выступает как общественное явление и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому в настоящее время это переход от индустриального общества к информационному. Развитие образования тесно связано с общественными условиями: Связь образования и культуры является наиболее тесной.

Образование в силу его культуросообразности включает в себя обучение и воспитание, которые неразрывно связаны между собой. Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в педагогическом процессе, который складывается, с одной стороны, из обучения педагогическая деятельность , с другой -- из учения учебной деятельности.

Кратко охарактеризуем две стороны педагогического процесса. Педагогическая деятельность -- это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и одновременно выступающее как основа саморазвития.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, цель осознанный образ предвосхищенного результата , мотивы и предметное содержание. Целью педагогической деятельности является развитие обучающихся.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта.

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Основным средством педагогической деятельности являются научные теоретические и эмпирические знания. Учебная деятельность -- это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

развитие личности как педагогическая проблема « Вся Учёба

Проблема развития личности - наиболее сложная и дискуссионная среди проблем педагогической теории и практики. Эта проблема рассматривается многими науками. Многие ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Мы часто употребляем понятия: Они не синонимичны и их также следует различать. Развитие - это универсальное свойство природы, человека, общества. В философском понимании развитие - это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии это понятие употребляется, когда речь идет о каком-либо изменении: В педагогике - это качественно-количественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. Таким образом, развитие - это процесс количественно-качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие - это морфологические, физиологические и биохимические изменения.

Социальное развитие - это психические, интеллектуальные, духовные изменения. Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа. Процесс развития личности объясняется по-разному. В соответствии с биологической концепцией человек - это биологическое существо. На его природной сущности, потребностях, влечениях, инстинктах строится все поведение и этим же определяется развитие, вое- питание, по их мнению, может лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологическая концепция основана на представлениях о том, что человек, рождаясь как биологическое существо, постепенно социализируется под воздействием среды общества, ближайшего окружения; среда - определяющий фактор формирования личности, воспитание призвано корректировать характер влияния среды; яркое проявление биологической сущности человека говорит о низком уровне развития. Биосоциальная концепция утверждает, что человек - существо биологическое и социальное.

Психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации семейное, религиозное, школьное воспитание , оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. Мудрик условно выделил три группы задач для каждого этапа социализации: Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.

Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.

Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи вызваны становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых Л. Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности. Формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависят содержание образования, выбор форм и методов обучения. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Обучение не может игнорировать органическое созревание мозга, как считает американский психолог Дж.

Брунер; неправильно и обратное утверждение, что органическое созревание мозговых структур происходит совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

Перейти к загрузке файла. Главная Педагогика История педагогики. Развитие личности как педагогическая проблема Роль воспитания и обучения в формировании личности.



Коментарии: